среда, 11 июня 2014 г.

Точка отсчета.

-Может, я где-то не туда свернул? Как думаешь? - я откинулся на спинку серого офисного дивана и вопросительно глянул на коллегу.
Он все еще стоял у окна и в стотысячный раз рассматривал унылый пейзаж за окном: такие же невзрачные административные здания, как и наше. Наверняка ужасно скучное занятие. Прошло минуты две, наверное, прежде чем он повернулся ко мне и сказал:
-А может, стоит проверить? Вернись туда, откуда все началось.
Что-то в этом есть...особенно в моем положении - когда наблюдается полный застой во всех сферах жизни. "Не прет" - так говорил мой приятель по университету. Толковый, но абсолютно безответственный. Из-за чего, собственно, и был исключен. Интересно, что с ним теперь?...Так вот, его любимое выражение отлично сочетается с моей бессмысленной жизнью в последнее время. Точнее, жизнь-то была бессмысленной и раньше, только я этого не замечал. А теперь вот остановился, огляделся по сторонам, а там - пустота. Безжизненная пустыня. И ни намека на источник воды в радиусе многих километров. И вот брожу я туда-сюда, пытаюсь увидеть хоть какие-то ориентиры, но на горизонте нет ничего, за что можно было бы уцепиться глазу. Печальная ситуация, что тут скажешь... Уже давно я подумывал уволиться и не раз обсуждал эту идею с тем самым коллегой, что сейчас опять таращится в окно. Только вот решить, в какую сферу пойти работать, так и не смог. Никуда не тянет. Интуиция молчит. И никаких знаков. Не удается полить мою пустыню водой - хоть тресни.
-Возьми-ка ты отпуск, - он все еще смотрел в окно. Интересно, что он там видит такого интересного? - Отдохни и приведи мысли в порядок. Мы без тебя пару недель обойдемся.



Уже на следующий день я покупал билеты на автобус. Много вещей не брал - с собой лишь небольшая дорожная сумка. Задерживаться там не хотелось, лучше остаток отпуска провести дома в спокойствии и одиночестве. Поданный к перрону автобус оказался даже старше ,чем от него ожидалось. Конечно, на мало используемые маршруты никто не поставит новехонький транспорт, но этот автобус был просто памятником всем  автобусам-пенсионерам. Такой древний, что ощущение обветшалости и ненужности передалось и мне. Сделалось грустно и уныло. Такой вот умеющий внушать определенные состояния автобус. Ехать предстояло долго - все-таки от столицы в далекую периферию.
Пассажиров оказалось всего шесть: я, хмурая женщина лет сорока пяти, плохо одетый мужчина средних лет  со странно отрешенным выражением на лице, парень-студент с огромным рюкзаком и огромными наушниками и два старика. Причин, по которым этим людям нужно было ехать в такую лохматую даль, придумать мне не удалось.Тем не менее, все шестеро включая меня показали свои билеты водителю и зашли в автобус. Каждый выбрал себе место поудобнее (в основном у окна, конечно). Я тоже сел у окна недалеко от водителя - люблю смотреть на дорогу вместе с ним. Странное чувство спокойствия и уверенности в лучшем охватывает, когда следишь за дорогой вместе с водителем пусть и старого, но автобуса. Я взглянул на часы: пора было отправляться. Водитель бросил какие-то документы на приборную панель, глотнул воды из не самой свежей пластиковой бутылки, и автобус кряхтя вырулил на забитые транспортом улицы столицы.
...Высотные дома остались позади, машин на шоссе поубавилось, да и сама дорога ощутимо сузилась. В моем окне раскинулись пейзажи, от которых перехватывало дыхание - все-таки давно я никуда не выбирался. Почти бесконечные поля, кромка леса на горизонте, маленькие деревушки, огромное небо, редкие машины и маленькие столбики вдоль трассы, отсчитывающие не столько километры, сколько время. Я смотрел на это все и не мог оторваться. Хотел вобрать в себя как губка, заполнить память до отказа, до самой кромки - чтобы потом, сидя в душном офисе, перебирать воспоминания по одному и убеждаться в том, что жизнь вне серых стен еще существует и даже бьет ключом.
И все-таки, несмотря на всю эту сверхъестественную красоту, робкая тоска охватывала меня. Ведь я ехал не в увлекательное путешествие, не в поисках незабываемых приключений и даже не на ленивый отдых. Старенький автобус вез меня в Город моего детства, дорогу в который я так старательно стирал из памяти. Столько лет усиленного забывания, уничтожения любых следов, намеков и воспоминаний. Столько бессонных ночей, когда призраки прошлого не давали уснуть до утра. Столько вычеркнуто, выброшено, убито...И вот я, словно издеваясь над своей собственной памятью и волей, еду обратно. Еду в точку отсчета.
Каким я увижу его, мой Город? Таким же небольшим и утопающим в зелени? Или прогресс не обошел стороной и это обласканное солнцем место и изуродовал его высотками-муравейниками? Сохранился ли мой дом? Мой двор, где играл в детстве? И самый главный вопрос: не будет ли невообразимо больно увидеть все это?
Здравый смысл упорно настаивал на том, что время не остановить и все меняется.
- Ты ведь и сам изменился. И очень сильно.
- Знаю, но ведь внутри я все тот же.
- А это еще как посмотреть...Столько всего потеряно.
- Ничего не потеряно. Все еще можно исправить. Я обязательно вернусь к началу и сверну уже на правильную дорогу.
- Ну-ну...
И мне стало еще тоскливей.

Из-за тишины остальных пассажиров, мерного шуршания колес по асфальту, усталости, переживаний - по одному или из-за всего целиком - я уснул. Спал недолго и неспокойно. То и дело спохватывался, открывал глаза, но проклятый сон накатывал вновь, и веки сами слипались, чтобы унести меня в еще более тревожные сновидения. Давно стемнело, и фары редких автомобилей резко освещали салон автобуса странным, как будто не с этой планеты светом. Во время своих непонятных пробуждений я с трудом понимал где нахожусь и даже сомневался, я ли это. Вот таким удивительным образом действует на человека долгая дорога.
Окончательно я проснулся, когда случайно заметил неясные огни на горизонте. Через несколько минут стало понятно, что это Город встречает нас своими жителями-полуночниками. Сердце забилось чуть быстрее и от сонливости не осталось и следа. Пассажиры один за одним стали просыпаться. Ни шуршания сумок, ни разговоров, ни звонков по телефону. Как будто все прониклись тишиной ночи и не хотели нарушать ее ни одним искусственным звуком. Водитель сосредоточенно смотрел вперед. Казалось, он даже не сменил позы за все это время. Лишь что-то неуловимое в его фигуре выдавало смертельную усталость.
Вокруг все еще тянулись облитые чернотой поля, но вдали все более отчетливо виднелись живительные огоньки. В этой ночи, под недоступным разуму куполом вселенной эти крохотные светящиеся окошки  волновали сердце и душу, наполняли какой-то теплотой. Я мысленно просил водителя ехать быстрее, чтобы поскорее выбраться из темноты и увидеть хоть какие-то признаки человеческого жилья с горячей едой и мягкой постелью. Все тело от долгой дороги болело, в голове стоял туман, а мысли исчезали, не сформулировавшись окончательно.
И вдруг, совершенно внезапно, за каких-то двадцать минут до точки назначения я уснул. Сон сковал незаметно, налил руки и ноги свинцовой тяжестью и опустошил голову. Это было скорее похоже на глубокий обморок. Во сне я увидел мальчишку лет одиннадцати. Худой и высокий, со спутанными волосами. На нем были повидавшие жизнь шорты и невразумительная футболка. Явно летний уличный наряд, не требующий наличия обуви. Мальчишка стоял на краю огромного луга. Это было действительно огромное пространство, края которого, обрамленные лесной массой, терялись где-то в голубой дымке. Вверху, насколько хватало взгляда, простиралось ослепительно синее небо, которое вспарывали редкие жаворонки. Набегающий откуда-то ветер проводил огромной ладонью по высокой траве, словно гладил гигантское животное. Я почувствовал запах травы, лета, синего неба и свежего ветра и понял, что этот мальчишка - я сам. Было ли это неведомым воспоминанием или порождением моей фантазии, но на краю того луга стоял именно я, только моложе лет на двадцать. Я стоял и смотрел его глазами на, казалось, бесконечное пространство. Я знал, что мне нужно туда идти. Словно неслышимый голос шептал мне на ухо заклинание, и ноги мои повиновались ему, а не мне. Я должен был пройти гигантский луг и выйти на другую его сторону, ту, где не виднелись зубцы леса, а были только пустота и голубая дымка. Как ни старался взгляд, он не мог различить ничего, что указывало бы на цель пути. Несмотря на идиллический пейзаж, раскинувшийся передо мной, мне было не по себе. Странное чувство тревоги охватило и не отпускало. Что-то поджидало мальчишку  на той стороне луга, но он не знал об этом. Он, не зная, что является мной на самом деле, собирался пройти по слишком зеленой траве под этим слишком синим небом и вовлечь меня в тайный замыслы существования. Самое неприятное, что я не мог ни сопротивляться, ни предупредить мальчика. И как только он был готов сделать первый шаг - я проснулся.

Пробуждение оказалось еще более странным, чем сам сон. Я обнаружил себя на пустой остановке на пустой улице. Это была древняя автобусная станция Города, только абсолютно безлюдная. Все пассажиры, ехавшие со мной, куда-то исчезли, как, впрочем, и сам автобус. Все что было  - это платформы, мрачное здание автовокзала без единого огонька и пара тусклых фонарей. Все остальное терялось все в той же темноте. Я вздохнул и попытался привести мысли в порядок. Первая цель достигнута - я приехал в Город. Пусть странно и непонятно, но я здесь. Теперь нужно понять, куда двигаться дальше.
Оглянувшись, я попытался вспомнить названия улиц. Это оказалось непросто, ведь прошло столько лет и многое стерлось из памяти. Задачу усложняла какая-то совсем кромешная темнота, как будто Город застрял во временах, когда мир еще не знал о существовании света. Я все еще искал ориентиры и копался в потайных комнатах своих воспоминаний, когда заметил тусклый зеленый огонек. Это было очень похоже на зеленый сигнал светофора. Мысленно воздав хвалу небесам за такое замечательное творение цивилизации, я забросил свою сумку на плечо и двинулся по направлению к мерцавшему огоньку.
Не без труда преодолев каких-то триста-четыреста метров (может, и больше - в темноте ощущение расстояния теряется), я вышел к неширокой дороге. Разумеется, она была абсолютно пуста и безлюдна, как и все вокруг. Но важным было не это. Огромную важность имел светофор у пешеходного перехода. На нем горела зеленая стрелка, четко указывающая направление - направо. Я даже не успел задуматься о совершенной дикости происходящего, как в мозгу созрела не принимающая возражений мысль: надо идти направо. И в этот же момент на черном-пречерном небе (где даже звезд не было!) появилась большая, ровная, сияющая луна. Может, небо закрывали тучи, и поэтому я не видел ее раньше? Или в этой сумасшедшей реальности луны исчезают и возникают как им вздумается?Тем не менее, луна появилась, и я был благодарен за этот неожиданный подарок. Все предметы приобрели наконец очертания, а пространство наполнилось серебристо-белым светом. Хоть что-то приятное в мире абсолютной темноты.
Повинуясь скорее инстинкту, чем осознанному решению, я двинулся в направлении, указанному стрелкой. Шел по дороге, прислушиваясь в надежде уловить звук приближающегося автомобиля. Но тишина оставалась недвижимой. Ни голосов, ни шума, ни даже звуков насекомых. Ей-богу, как будто попал на еще незаселенную планету. Через несколько минут я дошел до следующего светофора и даже не удивился, увидев снова зеленую стрелку, указывающую то же самое направление. Кто-то  (или что-то) вел меня в какое-то место - сомневаться не приходилось. Все это было похоже на дикую игру разума или полное сумасшествие, но все же оставалось реальным. И я все еще было собой, что не могло не радовать. Вдруг я вспомнил свой неожиданный и странный сон. Чувство тревоги снова вернулось. Я подумал про того мальчишку - пошел ли он в таинственную пустоту? Не была ли красота того огромного поля обманчивой? Не случилось ли чего-то непоправимого? Вопросы возникали сами собой, а воображение рисовало не самые радужные картины. Но сделать я ничего не мог. Моей задачей, видимо, было только следование зеленым стрелкам. И даже задумываться не стоило, куда меня это приведет.

За это бесконечную ночь я обошел половину Города, если не весь. На каждом перекрестке неизменные зеленые стрелки указывали мне направление - направо, налево, прямо, направо, прямо, налево... Какие-то места казались смутно знакомыми, и я изо всех сил пытался вспомнить их, но память подводила меня. Иногда попадались знакомые здания (или они только казались знакомыми), но уверенности не было. Удивительное дело  - ведь я родился и вырос в Городе и должен был бы знать все до последнего камешка. Но темнота и свет луны превращали каждый предмет во что-то другое, только похожее на оригинал. Этот феномен я себе объяснить не мог. Оставалось шагать по пустынной дороге. Ноги уже не побаливали, а очень даже болели. Спина ныла от тяжести сумки. Да и вообще хотелось где-нибудь прилечь и заснуть. А потом проснуться и с радостью обнаружить, что все это дикое приключение было лишь сном. К сожалению, даже щипать себя не было необходимости - и так было ясно, что все происходит очень даже наяву. Еще пару раз повернув направо и ощутив себя не очень умным хомячком, бегающим по кругу в тесной клетке, я вдруг понял, почему не могу узнать ни одно место. Дело было не в моей памяти, а во всем окружающем меня пространстве. И в луне. В очередной раз бросив взгляд под ноги, я осознал, что не отбрасываю тень. Луна находилась строго позади меня, но тени не было. Я остановился и внимательно осмотрелся. Ни один предмет - будь то здание, ограждение вдоль дороги или фонарь - ничто не отбрасывало тени. Тем не менее, все объекты вокруг имели очень четкую, я бы даже сказал слишком четкую форму. Тут-то на меня и снизошло озарение: вместо зданий, фонарей, ограждений, деревьев и даже мусорных урн были их тени. Каким-то неведомым мне образом луна подменила оригиналы на тени от них. Ничего удивительного в том, что я их не узнавал.
Это открытие до того меня потрясло, что я остановился посреди дороги и бросил сумку на землю. Какого черта здесь вообще происходит? Куда меня занесло? Что за идиотская игра, в которой я принимаю участие против своей воли? Разумеется, на мои вопросы ответов не было. Никто не собирался рассеивать мои сомнения и тревоги. Постояв еще пару минут и убедившись в прежнем молчании ночи и луны, я обреченно двинулся дальше.

Ближе к утру (то есть это в моем понимании уже должно было наступить утро - вокруг же царила прежняя тьма) я совсем обессилел. Ничего не менялось: все тот же ненастоящий Город, все та же луна, не изменившая своего положения ни на миллиметр, все те же бесконечные дороги и перекрестки. Стрелки по-прежнему указывали мне направление, но идти по нему ни сил ни желания не было. На очередном перекрестке я швырнул сумку, а сам сел на бордюр и дал передышку ногам. И тут меня сморил уже привычный сон-видение.
Я снова оказался на окраине луга. Все то же синее небо, все те же жаворонки и все та же высокая трава. За одним исключением - мальчишки не было. То есть не было на том месте, где я его, то есть себя, видел в прошлый раз. Я поднес руку к глазам и, прищурившись, различил едва заметную фигуру посреди огромного пространства. Мальчишка шел к тому самому просвету между лесом, где сияла пустота, за которой, кажется не было ничего. Чувство тревоги усилилось еще больше. Все вокруг уже не казалось таким безобидным как раньше. Гораздо больше этот мирный пейзаж походил на ловко сделанную ловушку. Мне очень хотелось закричать и вернуть мальчишку, но я понимал, что это невозможно. Он по-прежнему шел в неизвестность, прихватив меня за компанию.
Мысленно я проклинал тот день, когда послушал совета вернуться в этот чертов Город. Знал же, что ни к чему хорошему это не приведет. Сейчас я скучал, ужасно скучал по своей серой жизни, своему уютному офису и даже по переполненным улицам столицы. В этой замысловатой и непредсказуемой реальности вся предыдущая жизнь показалась прекрасной и интересной. Там, по крайней мере, не было вечной темноты. И солнце там вставало и заходило как положено. И светофоры горели разными цветами, а не только зеленой стрелкой...На пике ностальгии по недавно опостылевшим явлениям я очнулся.
 Очнулся и отчетливо понял, что мой путь подходит к концу. Где-то там, в другом пространстве и времени, любопытный мальчишка приближается к странному просвету между деревьями и его окутывает легкая дымка. Значит, здесь что-то подобное тоже должно происходить. И я не ошибся в своем ощущении. Все та же стрелка четко указывала путь прямо - как раз по широкой, на восемь полос дороге. Черные тени зданий словно расступились, обнажив большой проспект, который обрывался так же внезапно, что и огромный луг в моем сновидении. И там плыла такая же голубоватая дымка. Вскочив на ноги, подхватив многострадальную сумку, я почти побежал туда, где все должно было закончиться или начаться.

Шагая в темноте, преследуемый луной, я практически чувствовал прерывистое дыхание мальчишки, идущего в такт со мной. Он устал от долгого перехода, ветер растрепал его волосы и обветрил лицо, его босые ноги стерты и невыносимо болят. Но неведомая сила гонит его вперед, к той самой дымке. Массивы леса справа и слева все ближе и ближе, и отсюда видно, насколько высокие и дряхлые там деревья. Гигантские сосны и ели, своими размерами не позволяющие свету опуститься до земли, и поэтому внизу царит вечный полумрак. Толстенные дубы с огромной кроной, под которыми можно построить не один дом. Земля, устланная  вековым слоем листвы и мха. Ни пения птиц, ни стрекота насекомых не доносится из этого леса. Вечная тишина правит здесь.
Завороженный этой картиной, подкинутой в мое воспаленное воображение, я не сразу осознал, что в моей голове звучит громкий крик. "Стой!". Этот вопль был таким сильным, что зазвенело в ушах. Я резко остановился, поднял глаза и...окаменел. То, что открылось впереди, не подходило никаким описаниям. Город с его зданиями и дорогами оборвался совершенно внезапно, как будто его обрубили гигантским топором. Под ногами стелилась мягкая трава и легкий ветер трепал одежду. Воздух опьянял кислородом. Но самое главное открытие ждало меня метрах в пяти впереди, где земля просто обрывалась. Это был край мира, моего мира. Обрыв заканчивался бездной и дальше не было ничего, кроме миллиардов звезд. От такой картины я перестал дышать и не мог пошевелиться. Мой мозг просто не мог принять то, что видели мои глаза. Я видел саму Вселенную во всем ее великолепии, она была живая, она дышала. Я - крошечная ее частичка, стоял здесь, на краю земли и впитывал энергию бесконечности. Каким-то непостижимым образом я оказался в точке, где все сжимается до пылинки, а затем взрывается и расширяется с огромной скоростью. Вселенная пульсировала, сжималась и расширялась, я это ощущал. Потоки неизвестной силы проходили сквозь мое тело, на моих глазах, совсем близко исчезали и появлялись планеты. Ход времени полностью изменил свое направление, время текло сквозь мои пальцы. Я достиг цели своего путешествия, я оказался в точке отсчета. Все тайны мироздания были мне уготованы, стоило только напрячь слух. Я слышал непрекращающийся, едва различимый шепот миллионов голосов - надо только уловить нужный. Именно здесь, в этом месте я смогу понять, что сделал не так. Чья-то высшая сила позволила мне начать все сначала. Вне хода времени я смогу подумать обо всем, узнать тысячи тайн и решить, куда же мне двигаться. А потом я вернусь в свой мир, в свой настоящий Город, и он уже не запугает меня призраками прошлого. Призраки теряют свою силу перед настоящим знанием. Я уселся поудобнее и приготовился слушать. Слушать, что мне скажет Вселенная.

Комментариев нет:

Отправить комментарий