четверг, 17 апреля 2025 г.

Случайно обнаруженный черновик за 2021 год... Странно, что я не продолжила рассказ и забыла о нем напрочь. 

 

                                                                           ***

Познакомились мы, как это всегда бывает с важными в жизни встречами, случайно. Когда-то давно, на заре проникновения гаджетов в каждый карман, существовали интернет-клубы, куда приходили те, у кого дома еще не завелся свой компьютер. Проверить почту, ответить на электронные письма, поискать информацию... Все то, что  сегодня делается одним пальцем на экране смартфона. 

Я заскочил найти и распечатать документы для работы. Она тщетно пыталась справиться с электронным ящиком. Выходило не очень. Сразу было видно, что в этом месте она едва ли не впервые и вообще чувствует себя не в своей тарелке. Вздыхала, нервно оглядывалась и, кажется, очень хотела швырнуть монитор об стену. 

Я не могу назвать себя отзывчивым человеком. Не подаю попрошайкам на улице, не люблю выслушивать чужие  проблемы и не рвусь помогать каждой бездомной собаке. Но в тот день была хорошая солнечная погода, студенты из университета рядом веселы и беззаботны, и мне захотелось выпустить ее из мрачной полутьмы подвала клуба. 

Я предложил помощь. Она оторвала глаза от монитора, окинула меня долгим взглядом. Прищурилась, как бы спрашивая себя, в чем подвох. Видимо, решив, что я опасности не представляю, кивнула. Я быстро пробежал глазами по экрану, сразу понял, в чем ее проблема и в двух словах объяснил, что надо делать. Без ложной скромности - такие вещи мне даются легко. Быстро разобраться в ситуации, найти решение, а главное - донести свою мысль до других. Наверное, мне стоило стать учителем. Проблема в том, что как только я представляю себя чьим-то учителем, мне сразу становится очень грустно. Сам не знаю почему. Поэтому в преподавание я не пошел, а перебивался непостоянными заработками, позволяющими не умереть с голоду, но и не брать ответственности за чужие начинающиеся жизни. 

Она слушала внимательно, нахмурившись. Как будто ей совсем не нравилось то, что я говорил. А потом, видимо, уловив мысль, вдруг выпрямилась, обернулась ко мне и радостно улыбнулась. О ,что это была за улыбка! Как будто в темный подвал хлынула вся свежесть летнего дождя, и чистота горного воздуха, и хмельный запах хвойного леса. Это было почти волшебство. Я сразу забыл, как дышать, и едва услышал ее тихое "спасибо". В следующий момент улыбка исчезла - она явно нечасто одаривала мир таким сокровищем. Реальность вернулась пыльным подвалом и ,сглотнув, я хрипло ответил, мол, без проблем. Она вновь отвернулась к монитору и, казалось, забыла о моем существовании. Я вспомнил, зачем, собственно пришел, и отправился на свое место, немного оглушенный. Звуки падающих капель еще звучали у меня в голове.

 *

Как водится, мне стоит рассказать немного о себе. Ведь все, что будет рассказано далее, будет восприниматься исключительно через мое видение. Но именно эта задача - рассказать о себе - всегда ставила меня в тупик. Мне всегда казалось, что я крайне скучная и неинтересная личность, и мой собеседник обязательно уснет, слушая мой недлинный рассказ. Я ничем не отличался от миллионов подобных мне людей, ничем особо не выделялся, и скорее всего, должен был прожить крайне обыкновенную, стандартную жизнь. На тот момент мне было двадцать девять лет - возраст, когда ты или начинаешь подавать большие надежды или окончательно устраиваешься в серости. Я выбрал второй вариант. За плечами остался ничем не примечательный университет с самой обычной специальностью, работать по которой я не планировал. Я никогда не боялся работы и с ранних лет стремился сам себя обеспечивать, поэтому на момент рассказа имел некоторые сбережения, снимал маленькую квартиру в отдаленном районе, работал, не особо выкладываясь, и не смущал душу масштабными мечтами и тщеславными целями. Я был исполнителен и всегда старался жить как можно неприметнее, чтобы не мешать окружающим. На работе меня ценили достаточно, чтобы не требовать многого и неплохо платить. Меня это вполне устраивало. 

С университета осталось несколько друзей, все были женаты, поэтому виделись нечасто. Я сам встречался на тот момент с девушкой. Не то чтобы мы питали друг к другу очень сильные чувства, но нам было уютно и спокойно вместе. Оба слишком замкнутые ,чтобы делиться сокровенными мыслями, и достаточно лишены эгоизма, чтобы проявлять в нужной мере заботу и уважение друг к другу. Как по мне - идеальный союз. Вместе мы не жили и не стремились к этому. Иногда она оставалась у меня на пару дней, но вскоре возвращалась к себе - одной все-таки комфортнее, как она говорила. Я не настаивал на обратном. Она работала помощником руководителя в крупной компании и, обладая чуть большим ,чем у меня, тщеславием, планировала подниматься по карьерной лестнице ступенька за ступенькой. Часто задерживалась на работе и ездила в командировки. При таком образе жизни сложно делить быт с кем бы то ни было. Я ее прекрасно понимал. 

Так или иначе, моя жизнь была вполне тихой и размеренной -  ровно в той мере, в какой мне было нужно. Разумеется, до встречи с ней в том интернет-клубе. 

*

Прошло несколько недель. Весна подходила к концу, приближались сессии, и студенты из соседнего университета, проходя мимо клуба, были уже не так бодры и веселы. Часто просиживали рядом, меняя молодость и весну на полутьму полуподвального  помещения в тщетных попытках быстро найти нужные материалы и впихнуть их в свои головы. Мне тоже приходилось захаживать за документами и письмами. Изредка встречал ее: иногда положив подбородок на сплетенные пальцы, внимательно что-то читала, как будто почти не дыша. Иногда клацала клавишами, набирая тексты, не глядя на монитор. Набрав пару строчек, поднимала голову, перечитывала, явно злилась, стирала и начинала снова. Вспоминая свои ощущения от ее улыбки, я невольно поглядывал на нее - вдруг снова понадобится помощь? Но она как будто бы меня не узнавала и даже не замечала, так была поглощена своими делами. На вид достаточно высокая, в обычных джинсах и обычной толстовке, в повидавших жизни кроссовках. Русые волосы, то рассыпанные по плечам, то наспех собранные в хвост. Красивые кисти с длинными пальцами, ни одного кольца. Возраст не определить: ей могло быть и семнадцать, и двадцать семь. Вряд ли мужчины сворачивали головы за ней на улицах. Пройдешь и не вспомнишь. 

В общем, на этом мой рассказ мог бы закончиться. Потому что в один прекрасный день я пошел и купил самый простой компьютер. Это было скорее необходимостью, чем моей прихотью: я не любитель всяких гаджетов у себя дома, даже сегодня у меня есть только самое нужное, без излишеств. Но тогда мне часто нужно было пользоваться сетью для работы, и проще было делать это не выходя из дома. Кроме того, один из приятелей предложил мне свою прилично подержанную машину, и я согласился, здраво рассудив, что сократив время на передвижение по городу, освобожу его для других важных для меня дел - для чтения, например. В общем, все сложилось так, что посещать интернет-клуб - единственное место, которое могло связать меня с ней, - я перестал, а значит, и истории конец. Я наслаждался приближающимся летом, с наслаждением гуляя по окрестным паркам и любуясь сочной майской зеленью. По выходным мы с девушкой ездили за город и устраивали пикники, отдыхая от шума и суеты большого города. Прекрасное, спокойное время. 

В один из тех дней, когда на улице пасмурно, время тянется неспешно, и ничего не ждешь, я заехал после работы в ближайший продуктовый магазин, закупился на неделю, загрузил пакеты в багажник и плюхнулся на сиденье. В тот же момент я осознал, что рядом сидит тот, кого ну никак не должно здесь быть: та самая обладательница волшебной улыбки. В той же синей толстовке, как и в первую нашу встречу. Только она не улыбалась, а внимательно смотрела мне в глаза. 

- Привет, - даже не сказал, а хрипло выдавил я из себя. Вряд ли она какая-нибудь умалишенная маньячка, планирующая мое жестокое убийство. Чувства опасности не было совсем. 

Она продолжала смотреть на меня, почти не мигая. Изучающий, какой-то отстраненный взгляд. 

В конце концов, это как минимум некрасиво - влезть в чужую машину и молчать, подумалось мне. Взяв себя в руки, я так и сказал:

- В конце концов, это просто некрасиво: влезть в мою машину и пялиться. 

Она удивленно подняла брови и чуть-чуть, едва заметно улыбнулась. Это был лишь намек на улыбку, но воздух сразу посвежел и где-то очень вдалеке защебетали птицы (вполне возможно, в моей голове). 

- Я тебя помню, ты мне тогда очень помог. Хотела сказать спасибо. 

-Всегда пожалуйста. Мне несложно. 

Повисла пауза. Я не знал, что сказать, она ,похоже , и не пыталась найти слова. помолчали пару минут. Странно, но первый шок прошел, и я чувствовал себя очень спокойно и расслабленно. Так бывает, когда сидишь где-нибудь у огня со старым добрым другом. Потрескивают дрова, за окном темно, и вам так тепло и хорошо, что не надо ничего говорить. Вы вместе, но каждый думает о своем.  Именно такое ощущение у меня было тогда. Положив руки на руль, я смотрел вперед, на снующих туда-сюда людей, на птиц, дерущихся за какую-то корку, на облака, скрывающие солнце. 

- Прокатимся?  - нарушила она наше молчание.

-Куда? - только и спросил я.

-Неважно. Просто вперед.

Я завел машину. Спешить было некуда, дела я все переделал, девушка сегодня оставалась у себя. Свободный тихий вечер. Мог бы провести его в компании с толстой книжкой и старым фильмом. А теперь вот везу незнакомку, даже имени которой не знаю, неизвестно куда. Как неожиданно интересно иногда все происходит.

Мы в полном молчании доехали до края  спальных районов города и вырулили на шоссе. Иногда я поглядывал на нее: смотрела как будто с интересом по сторонам, абсолютно расслабленная. Глазами мы не встречались. Вконец потеряв надежду получить хоть какие-то ответы, я вел машину и думал о своем. 

Когда по сторонам перестали попадаться признаки человеческого жилья и раскинулся светлый хвойный лес, она вдруг попросила:

-Можем остановиться где-нибудь здесь?

Я послушно выбрал удобный съезд с трассы, проехал пару десятков метров и остановил машину на небольшой полянке. Облака рассеялись, и солнечные лучи пробивались сквозь кроны сосен. Дышалось легко и свободно. Со стороны дороги доносился шум, но это не мешало.  Я вышел из машины и с радостью размялся. Она тоже вышла, глубоко вдохнула аромат хвои и улыбнулась. Да, она снова подарила мне свою чарующую улыбку: солнце приглушило свой яркий свет, птицы запели громче, а сердце забилось чаще. 

- Не знаю, будет ли это уместно это сказать, но у тебя прекрасная улыбка. - в общем-то, я всегда отличался искренностью и говорил, что думал

-Да? Спасибо. Мне приятно. 

- Может, все-таки объяснишь?

- Объясню что? 

- Как ты оказалась в моей машине и зачем притащила меня сюда. Не то чтобы я был против, да и неплохо выбраться за город посреди недели. Опять же, птицы вон хорошо поют. Но все-таки хотелось бы немножечко, самую малость понять, что происходит.

Она стояла, оперевшись на багажник моей старенькой тойоты,  и, скрестив руки на груди, подставляла лицо теплым солнечным лучам. В душе шевельнулось странное ощущение: как будто весь этот лес, и машина, и она - всего лишь картинка, и сейчас  исчезнет. Как будто все ненастоящее. Тряхнув головой, я отогнал наваждение. Я здесь, вполне реален, значит, и все остальное тоже. И точка.

Не открывая глаз и нежась под солнцем, она спросила:

- Ты когда-нибудь задумывался о цели своей жизни? Для чего ты существуешь?

Не то чтобы я не удивился ее вопросу, но и шока не испытал. Во всем этом было что-то сюрреалистичное, а разве могут возникнуть обычные вопросы в необычной ситуации? Поковыряв носком кроссовка шишку под ногами, я ответил:

- Нельзя сказать, чтобы я много об этом думал, но да, иногда задаюсь таким вопросом. Я, знаешь ли, много читаю, а авторы разных эпох любят пофилософствовать. И мне приходится читать их рассуждения и думать вместе с ними. 

- И к чему же вы с авторами пришли?

- Я думаю, в нашем существовании нет какой-то конкретной цели. Так уж случилось, что на этой планете зародилась жизнь - возможно, абсолютно случайно. Есть большая доля вероятности, что также могло произойти где-нибудь еще. По законам эволюции ли, благодаря ли случайностям, но мы развились до относительно разумных существ. Наш мозг позволяет нам задаваться вот такими вопросами бытия, что совсем несвойственно другим животным. И мне кажется, такая способность отнюдь не делает нас счастливее. Что я хочу сказать: мы просто существуем, сменяя друг друга поколение за поколением, но какой-либо высокой миссии и цели у этого процесса нет и не будет. И не стоит особо заморачиваться. 

Она открыла наконец глаза и внимательно на меня посмотрела. 

- И как тебе живется с этой...философией?

- Нормально живется. По крайней мере, я не истязаю себя поисками смысла. Просто живу, по возможности не причиняя вреда кому бы то ни было. Следую законам эволюции, животного мира, физики, общества и всего вместе. 

- Это и есть твой смысл. Прожить свою жизнь максимально незаметно. 

- Что ж ,меня это вполне устраивает.

Оба замолчали. Я снова принялся катать несчастную шишку. Тени удлинились. День подходил к концу. Люблю это момент перехода к вечеру - никогда его не уловишь точно. Вроде все так же, такое же солнце, такие же предметы вокруг, и вдруг несколько секунд - и все становится другим. Другие звуки, другой свет. Даже на часы смотреть не нужно, и так понятно: вечер. 

- А мне всегда казалось, что во всем должен быть свой смысл. У каждой жизни, каждого момента. Даже у этой шишки под твоими ногами. Ничто не происходит и не существует просто так. И ты тоже. - снова улыбнулась она. - Но, думаю, нам пора. Большой город нас заждался. 

Мы вернулись в машину и поехали обратно. Она снова  всю дорогу пялилась на окружающий пейзаж. Я предложил подвести ее домой, куда скажет, но она попросила вернуть ее "на то же место, где взял". Так она выразилась. Выйдя из машины, чуть задержалась.

- Надеюсь, я не слишком тебя утомила?

- Нет, несмотря на твое неожиданное появление, мой вечер прошел прекрасно. Было приятно подышать свежим воздухом. 

- Что ж, тогда до свидания, - и быстро зашагала прочь, оставив меня одного. 

Я вспомнил о продуктах и поспешил домой разобрать пакеты, брошенные в багажник и забытые. Разложил все по своим местам. Давно живя самостоятельной жизнью, я всегда стараюсь держать свое жилище в порядке, хотя излишней чистоплотностью не отличаюсь. Люблю находить каждую вещь на привычном для нее месте ,вот и все. Не приходится тратить время на бессмысленные поиски. 

Приготовил себе чай, включил фоном какую-то радиостанцию. И только тогда смог выдохнуть и спросить себя наконец: что это, черт побери, было?  Странная девушка, непонятный разговор, поездка эта. Объяснения происходящему у меня не было, и решив по привычке не раздумывать над непонятным слишком много, я расслабился и позволил всему идти своим чередом. Могу ли я сейчас на что-то повлиять? Нет. Могу ли найти ответы? Тоже нет. Так пусть провидение само выкручивается и решает эту ситуацию. Я и пальцем не пошевелю. Убедив себя в правильности своих мыслей, я отправился спать. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий