вторник, 2 апреля 2013 г.


«…Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана»…
Усмехнулась своим собственным внезапным мыслям о детстве и снова взялась за бумаги. На столе скопилось полчище несделанных, недоделанных, переделанных и томящихся в ожидании своей участи дел. Интересно, сколько потребуется среднестатическому человеку времени, чтобы разобраться с этой кучей? Так или иначе, разобраться придется. Я снова вздохнула и принялась за документы. 

«Колечко, колечко, выйди на крылечко»…
И с чего вдруг все это вспомнилось? Вечер поздней весны, еще не стемнело, но легкая прохлада заставляет дворовую детвору накинуть брошенные где попало куртки. Носятся, играют в мяч, прятки, догонялки и что-то там еще, чего уже не вспомнить. Девочки собрались стайками возле подъездов: кто обсуждает последние события в школе, кто прыгает через резиночку (сколько лет я не видела, чтобы девчонки прыгали через резиночку?!). Двор щебечет, кричит, живет. У нас свои тайны, свои проблемы, свои радости. Заставляют долго ворочаться перед сном, рано вскакивать в предвкушении нового дня, иногда плакать в подушку непонятно от чего. Мне четырнадцать и я по уши влюблена… Разумеется, в «плохого парня». На год старше меня, смелый, наглый, хамоватый. Куда уж прилежной девочке-отличнице до такого маргинала… Слежка за предметом обожания, тайные вздохи, искоса брошенные взгляды, пристальное внимание окнам его квартиры. Целая эпоха подростковой любви, уместившаяся в одно короткое лето…
Как быстро веселые детские игры уступили место чему-то непонятному, волнующему и пугающему… В красивом стройном теле, так привлекавшем мужчин, маленькая,  наивная, испуганная девочка. Всему верит, всем доверяет. Весь мир открыт для нее, и она осторожными шажками продвигается вперед, исследуя пространство и людей вокруг себя. Важные, болезненные уроки взросления.  Опыт, которого лучше бы не было, и возможности, которыми так и не воспользовалась. Переворачиваю страницу за страницей той эпохи и поражаюсь: сколько веры, сколько доверия, сколько  наивной доброты вмещало в себя нежное, хрупкое создание! Обжигалась, обижалась, разочаровывалась… И все-таки с прежней энергией шла вперед, уверенная в том, что все будет хорошо, все сбудется. И что-то даже сбылось, а что-то осталось навсегда похороненным в сумеречных мечтаниях.
…Цифры в документах сливаются в одну непонятную массу непонятных символов. Нет, не удастся сегодня поработать. То ли погода такая, то ли просто прошлое решило, наконец, выбраться из своего темного уголка памяти. Покидаю заваленный бумагами стол, сбрасываю ненавистные туфли на каблуках и подхожу к окну. По ту сторону – плавно опускающаяся на город тьма, огни проезжающих машин и мерзкий моросящий дождь, который кажется бесконечным и нескончаемым. В большом кабинете уютно и тепло и совсем не хочется думать о том, что рано или поздно придется выбираться отсюда, бежать на каблуках до машины, добираться по темным и неприветливым улицам до пустого холодного дома. В конце концов, можно остаться и здесь, не в первый раз…
С бокалом припрятанного для таких случаев вина сворачиваюсь калачиком на любимом белоснежном диване, укутываюсь припасенным запасливой секретаршей пледом (умница, Катенька!)и предаюсь неторопливой медитации, пытаясь избавиться от всего, что еще способно взволновать или растрогать. В свете настольной лампы предметы отбрасывают причудливые тени на стенах и полу, и подсознание старательно вытаскивает из памяти все то, с чем могут эти тени ассоциироваться. Образы когда-то встреченных людей возникают ниоткуда. Им уже не потревожить меня. Люди приходили, что-то оставляли, что-то подбрасывали, чаще многое забирали с собой. Уносили несбывшиеся мечты и очередную порцию доверия. Люди делились радостями и несчастьями, пытались стать частью существования или исчезали, оставляя лишь дымку воспоминаний.  Люди передвигались по своим траекториям и по каким-то непонятным причинам их траектории движения пересекались временно с моими. Ничего фатального или особенного… Это сейчас так думаю, разумеется. Тогда же – взрывы эмоций, пламя чувств, все на второй план, нет ничего и никого вокруг. Бушующая, яркая молодость…
Интересно, в какой момент что-то надломилось? Когда закончились порции доверия, щедро раздаваемые очередным встречным? В какую минуту, на какой по счету встрече слова перестали что-то значить, слова больше не могли оставить ни одного следа в душе? Когда же это случилось?
Мрак окутал город полностью. В огромных окнах отражается мой собственный кабинет и собственная я – на диване, под пледом, с бокалом вина, в безнадежно помятом костюме.  Смотрю и думаю, что, может быть, это вовсе не я сижу на диване и вовсе не мой стол завален такими важными и такими скучными документами. Может, это только моя оболочка пытается функционировать в реальном мире, а я сама застряла где-то там, в воспоминаниях, где живет та самая наивная и доверчивая девочка… Глупости, конечно. Вот она я, сижу на любимом диване и предельно не думаю о делах, встречах, переговорах и планах, до которых осталось всего каких-то шесть часов.
И все-таки мысль не дает покоя. Почему и как происходит взросление? Где тот этап, тот промежуток, когда равнодушие отвоевывает территорию у веры, доверие уступает место сарказму, а способность к романтике и нежным эмоциям окончательно погибает под тяжестью прагматизма и рациональности? Символы и знамения уже ничего не значат, сны забываются сразу после пробуждения, проявление чувств не трогает ни на секунду. Огромный мир сузился до размеров небольшой комнаты в стиле хай-тек  - без окон, занавесок, ковров и цветов в горшках. Лишь металл, стекло и пластик – существование с целями, но без желаний и стремлений. Высокотехнологичный мир в деловом костюме и на высоких каблуках, с неизменной улыбкой и холодными глазами, возле которых уже заметны мелкие морщинки.
Бокал опустел, город крепко спит, огни машин лишь изредка разрезают пространство. Решила больше не думать и не давать свободу памяти. Память - коварная штука : любит проснуться в самый неудачный момент и перевернуть все с ног на голову, вытаскивая на дневной свет все то, что с таким упорством и столько лет загонялось внутрь самым беспощадным образом. Но я – опытное существо, много лет позади, я научилась бороться и с памятью, и с сожалением, и с болью, которую не лечат  ни вино, ни лекарства, ни даже случайные люди. Я отдам памяти этот вечер в моем кабинете, посвящу ей свои мысли о том, что уже никогда не повторится, а потом убью ее на долгие годы. И снова продолжу успешное существование в мире из стекла и металла, где уже больше нечего отдавать.
…Утро наступило смело и даже радостно. Успела привести себя в порядок и уничтожить следы вчерашней слабости. Документы в предвкушении нового рабочего дня ровными стопками покоятся на столе. Движение и шум наполнили здание, огласив на весь мир приход нового дня.
-Доброе утро!
-Доброе утро, Катерина. Что у нас на сегодня?

Комментариев нет:

Отправить комментарий