воскресенье, 22 декабря 2013 г.

В ожидании снегопада

В ту странную осень я ни с кем не разговаривал. Вообще. Ну, только если по необходимости: в магазине с продавцом, в транспорте с кондуктором или на работе по делу. Пять-шесть малозначимых в отношении Вселенной фраз в день. И все. Я завернулся в свое молчание, спрятался в нем как улитка и крайне редко высовывал голову наружу.
Возможно, мне было что сказать миру. Возможно даже, хотелось что-то сказать. Но вся проблема в том, что мир меня слушать не хотел. Или не мог. Или ему нечего было сказать мне в ответ. В любом случае, результат один: я молчал несколько месяцев. И не скажу, что это меня как-то угнетало.

Осень выдалась холодная и сырая. Буквально с первых дней сентября подул промозглый ветер, небо заволокло тучами, и оно сразу опустилось на крыши домов. Часто лил ледяной дождь и казалось, ему не будет конца. Город оделся в серое и притих. Прячась в теплых кафешках, я смотрел сквозь окно на дождь и не понимал, что я здесь делаю. Люди сновали туда-сюда, занятые и деловые. Влюбленные пары, дети, мужчины, женщины, большие компании, шумные подростки - все куда-то спешили ,чему-то радовались или на кого-то злились. Ежесекундно  - громкие разговоры, выяснения отношений, признания в любви, деловые обсуждения, тихий шепот, шутки, анекдоты, чужие истории, сплетни, вопросы с ответами, вопросы без ответов, ответы без вопросов...Звуки и слова сливались в тяжелый гул, заполнявший все пространство. А я стоял среди всего этого и кутался в свое молчание все сильнее. И по-прежнему не хотел говорить.
Вставал рано утром в хмуром свете очередного сырого осеннего утра. Нехотя заливал в себя кофе. Смотрел на свое отражение в ванной: ничего примечательного. Ничего не исчезло и ничего не прибавилось. Такое же посредственное лицо, как и прежде.
В душном транспорте добирался до работы и отсиживал отведенное мне время. Делал все, что от меня требовалось, но не более. Перекидывался ничего не значащими фразами с коллегами. Иногда отвечал по телефону. По возможности, кратко. Ровно в пять выходил из здания и шел к метро. По дороге заходил в ближайший магазин и покупал что-нибудь на ужин. Легкое и простое в приготовлении. И что бы не покупал, еда казалась искусственной и безвкусной. Вроде отсыревшей бумаги. Или старых опилок.
В девять вечера ложился в кровать. Читать не хотелось, смотреть телевизор тоже. Лежал, уставившись в серый потолок. Пытался вызвать в себе хоть какие-то эмоции, но не получалось. Наверное, все эмоции растворились в осеннем дожде. Потом засыпал. И спал до самого рассвета. Без сновидений, разумеется.
Бесцельная, серая жизнь. Кому рассказать - скукотища. Но мне нравилась моя безмолвная дождливая осень.
О чем этот рассказ? Об одиночестве и молчании. И немного о дружбе.
Существует легенда о том, что где-то на земле есть пещера. Такая огромная, что если в нее зайти - не выйдешь уже никогда. И вход в эту пещеру находится  не в горах, а посреди большого леса, в самой чаще. Нет ни одной тропинки, которая бы вела туда, ни одной дороги. Вход закрывают кусты и деревья, которые никогда не цветут. А вокруг вечная осень: желтые листья, пожухлая трава и холодный ветер. Птицы там  не поют, цветов не бывает, насекомых тоже. Все животные обходят стороной это место. Погода  не меняется, а время стоит на месте.
Сама пещера не имеет лабиринта и нигде не разветвляется. Там нет сталактитов и подземных источников, только каменный пол, каменный потолок и каменные стены. Это самая настоящая дыра без конца, туннель неизвестной длины. Куда он ведет и где заканчивается - никто не знает, потому что никто оттуда не возвращался. Пещера поглощает все, что в нее попадает. Но если найдется тот, кто сможет побороть свой страх, темноту и неизвестность и дойдет до самого конца ,ему откроются все тайны мироздания. Непонятно правда, зачем кому-то может понадобиться это знание, но такова уж легенда.
Эту историю мне рассказывала младшая сестра. Она вообще любила фантазировать. С воображением у нее было лучше, чем у всей нашей семьи, вместе взятой. По вечерам, когда тьма постепенно захватывала мир, мы любили делиться страшными и таинственными историями. Говорила чаще она, а мне нравилось ее слушать: было в ее манере рассказывать что-то притягивающее и завораживающее.
Даже через много лет я все еще слышу этот голос где-то совсем рядом, совсем близко. Хочу оглянуться, увидеть ее, но знаю, что за спиной - никого. Только пустота. И тишина. И я не оглядываюсь.
После смерти родителей мы были всем друг для друга. Даже когда выросли и разбежались в разные города. Тех, кто связан навсегда, разлучить невозможно. Созванивались каждый вечер, писали длинные письма. Она вышла замуж за очень достойного человека и была счастлива. Любила мужа и уважала его.  Но самым близким человеком для нее оставался я. Так уж вышло.
Иногда приезжали друг к другу в гости. Любили долго гулять по городу и говорить. Говорить обо всем. Что было, что есть, что будет. О друзьях, природе, книгах, городах ,работе, мыслях и чувствах. И никогда не уставали от этого. Моя милая сестренка, мой мир, заключенный в одном человеке. Ее истории отпечатались намертво в моей памяти, ее огромные голубые глаза навсегда остались сохранили детскую непосредственность и глубину.
Нашу последнюю встречу нельзя забыть. Мы были в парке, стояли последние деньки августа. Предзакатные часы, самое неуютное время когда непонятно: то ли еще ранний вечер, то ли ночь уже стоит за спиной. Сестра была на удивление спокойна. Говорила мало и неторопливо. Задумывалась надолго. Совсем на нее непохоже. Так я ей и сказал, а она посмотрела на меня и только улыбнулась. Такой улыбкой, которую хотелось взять в руки, прижать к груди и никогда не отпускать.
Когда совсем стемнело, я проводил ее до гостиницы. Вместо прощания она крепко обняла меня и попросила кое-что ей пообещать.
 - Что угодно, - сказал я и не врал: для нее я готов был сделать все.
- Обещай, что не будешь никогда грустить. Что бы ни случилось.  - и снова этот задумчивый взгляд.
Конечно, я пообещал. Хотя тень какого-то неясного предчувствия закралась внутрь и поселилась там. На том и расстались. Я вернулся домой и сразу заснул. Сон сковал совершенно внезапно, как будто бодрствовал неделю. Во сне ко мне пришла она. Тихонько села на краешек кровати и смотрела, как я сплю. Легкая, воздушная и прозрачная.
-Где ты? - спросил я.
-Очень далеко.
-Тебе там хорошо?
-Здесь нет понятий "плохо" и "хорошо", - улыбнулась она. -Я просто здесь.
-Но как же мне жить без тебя?
-Я буду всегда с тобой. Возможно, снова приду во сне. С первым снегом тебе надо будет идти. А сейчас спи. Нужно отдохнуть, - сказала и исчезла. Как дым. Словно ничего и не было.
С тех пор я задаю лишь один вопрос: куда мне идти? Где искать тебя? Единственное, что держало меня здесь, оказалось где-то там, по ту сторону. За пределами разума, в мире, где нет добра и зла.
Осень моего молчания заливает город и заползает сыростью в каждую щель. Я не торопясь живу, наслаждаюсь тишиной. Засыпаю с надеждой о том, что этой ночью сестренка снова придет ко мне во сне. Мы поговорим и она даст мне хотя бы маленькую подсказку, направление. Чтобы я мог бросить и пойти искать ее. Бродить по лесам и трущобам, переплывать и переходить вброд реки. Плутать и сбиваться с пути. Мучиться от жажды или дрожать от холода. Но все преодолеть и однажды, в такой же пасмурный день наткнуться на странную пещеру. Раздвинуть колючие ветки, в последний раз оглянуться и шагнуть внутрь. Уже навсегда.
 По-прежнему молчу, по-прежнему у мира нет для меня ни вопросов, ни ответов. Мир оглушителен вокруг, мир орет разными голосами, но не мне и не для меня. Я же погружаюсь в свое молчание еще глубже и жду первых снегопадов. Тогда мне нужно будет собираться в дорогу. Долгую и трудную. Дорогу, в конце которой я найду самого родного мне человека. А больше ничего и не нужно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий