четверг, 2 мая 2013 г.

Дина


Из огромного сосуда своей памяти я достаю камешек за камешком и бросаю их в мутную воду реальности. Это не сожаление, не раскаяние, не жалость к себе. Слишком много прожитых лет, слишком быстротечно время. Еще месяц, и я потеряю слово "двадцать" в собственном возрасте.
Ранним утром, когда весь город только пробуждается, заваливаюсь в подъезд и прислоняюсь лбом к холодной двери лифта. Палец долго блуждает в поисках кнопки, наконец нащупывает, и лифт ползет ко мне с таким грохотом, будто желает известить всех о моем приходе. Разумеется, никто из квартиры не выскакивает и не тыкает пальцем. Некому пристыдить, некому дать волшебный пинок под зад и сказать: "соберись уже наконец!". Шестой этаж, четыре квартиры, исписанные стены, детский велосипед у чьей-то двери. Дрожащими руками перебираю связку ключей, наугад пихаю один в замочную скважину. О, чудо! Подошел с первой попытки! Нет, милая, не все еще потеряно, на что-то еще можешь сгодиться.
Шесть утра, май, большой город. Утренний свет нахально шарит по комнатам и даже не пытается скрыть слой пыли на всех поверхностях. "Надо бы убраться" - эту мысль отгоняю за ненадобностью. Сначала спать, потом уже все остальное. И вообще, меня все и так устраивает.
Холодильник девственно пуст, раковина ужасающе забита грязной посудой. Где я вчера была, что делала?  О чем вообще думала, тратя последние деньги на билет в ночной клуб? И кстати, как тогда умудрилась так надраться?
Сбрасываю ненавистные туфли на шпильке, стягиваю попутно джинсы. В ванной перегорела лампочка, а потому лицо мое в потемках кажется вовсе не моим. Как будто это лицо я взяла у кого-нибудь поносить на недельку, да так и забыла отдать... Что ни возьму в руки - все заканчивается: тоник, зубная паста, шампунь, даже ватные палочки. Вот от них точно не ожидала... Кое-как стерев с лица воспоминания о вчерашнем вечере, плетусь в комнату. В голове тяжелыми глухими ударами отдается стук собственного сердца, ноги плохо слушаются, а в горло как будто напихали опилок. Задернула плотные шторы, и от утреннего света не осталось ни следа. Приятный полумрак, приятный приглушенный шум города. Все для того, чтобы без единой мысли броситься в пустоту и дрейфовать там часов десять как минимум...
Моим мечтам о беззаботном дневном сне среди недели не суждено было сбыться. Сначала показалось, что в сон ворвался кто-то злой и старательно пытается расколоть голову надвое большим тяжелым молотом, потом молот превратился в какие-то оглушающие колокола, потом в гудок парохода и только через несколько минут в моем сознании отпечаталось это слово..."Телефон!".


Телефон надрывался так, будто на свете случилось все сразу: и пожар ,и наводнение, и землетрясение, и взрыв ,и на все это сверху еще и метеорит опустился. С одной только целью - заткнуть его - я протянула руку, нащупала уже, как мне показалось, раскаленную добела трубку и подтащила ее к уху. Трубка тут же проорала мне  в голову:
-Тебя где вообще носит?
Мое сонное молчание было ответом. Опилки и сигаретный дым поселились в горле, и оно не выдавало ни звука.
-Ты спишь там, что ли? Прекрати молчать!
Кое-как заставив себя поднапрячься, я утвердительно замычала. Нет, скорее захрипела. Трубка не отставала.
-Хватит дрыхнуть! Восемь утра! Ты на работу вообще идешь или нет? Я сейчас же приеду, засуну тебя в ледяной душ, а потом отвезу на работу. Прямо в пижаме.
Этой угрозы было достаточно, чтобы я все-таки смогла произнести пару слов.
-Не сплю я...Горло болит...На работу не пойду...Дай умереть спокойно...
Трубка меня слишком хорошо знала, чтобы поверить в такую наглую ложь. Горло у меня болело лет пять назад в последний раз.
-Знаешь, что, дорогая? Я тебя слишком хорошо знаю. И скрывать от меня свое похмелье не стоит. А если уж решила надраться, то могла бы и сообщить. Я сейчас отпрошусь у босса и приеду. Возможно, с пивом.
Последние слова прозвучали как спасение, потому что тело требовало чего-то холодного и оживляющего. Затем трубка разразилась короткими гудками.
Дина никогда не угрожала впустую. Сказала, что приедет - значит, у меня есть минут сорок, чтобы привести себя хоть в какой-то вид. Хотя чего она там не видела...С этой мыслью в голове я снова провалилась в сон...

Приехала она через тридцать минут. Разумеется, я снова сладко дрыхла и не собиралась вставать из-за какого-то там звонка в дверь. Но Дина не из тех, кто обойдется одним звонком и уберется (хотя в то утро я была бы счастлива, если б так оно и было). Она долго и методично трезвонила со спокойствием удава, потом начала стучать в без того хлипкую дверь. Этого я вынести уже не смогла. Стащила себя с кровати и со словами «иду-иду» поплелась в прихожую. Открыв дверь, я увидела потрясающе красивую, но очень злую подругу. То, что она злая, я поняла по метающим молнии голубым глазам. В остальном Дина представляла собой образец умеющей ухаживать за собой девушки: роскошные светло-русые волосы, аккуратная укладка, едва заметный макияж, стройное тело в обертке из бежевых брюк и нежно-голубой блузки, умопомрачительные туфли на шпильке и маленькая сумочка, явно очень дорогая.
Почему она столько лет дружила со мной – ума не приложу. Мы были не просто разные, мы прилетели с разных планет или пришли из разных миров. Умная, образованная девушка с отличными перспективами в большой компании и я, тоже далеко не дура, но без каких-либо полезных в жизни навыков, не задержавшаяся ни на одной работе больше семи-восьми месяцев.
-Тебе просто не хватает собранности и усидчивости, - говорила мне Дина. – А еще целеустремленности.
Ей самой всего этого хватало в избытке. Закончив престижный университет, амбициозная молодая девушка сочинила идеальное резюме и отправила в самые крупные компании. Затем купила два деловых костюма и стала ждать звонков. Звонки не заставили себя долго ждать: уже через неделю Дина «выгуливала» свои костюмы в офисе одной из зарубежных компаний. Отсутствие и половины того, что было написано в резюме, ее не беспокоило. Она могла перелопатить чуть ли не весь интернет, обзвонить кучу знакомых, просидеть целую ночь в бумагах, но найти нужную информацию и начальные навыки. Кроме того, природная обучаемость, открытость и общительность делали ее прекрасным работником, так что никого не удивило, насколько быстро Дина побежала вверх по карьерной лестнице. На момент нашего знакомства она уже была исполнительным директором  компании и не собиралась останавливаться на достигнутом. Что самое невероятное, эта девушка продолжала общаться со мной: выпускницей самого заурядного университета, зарабатывающей на жизнь написанием статеек для местной газеты и изредка подработками на радио. Видимо, в чем-то едва уловимом мы с ней все-таки совпадали, раз проводили вместе столько времени на протяжении уже восьми лет.
Злющая Дина окинула меня взглядом, после которого захотелось самой забиться под плинтус и не вылезать, пока она не уйдет. Тем не менее, я сделала непринужденный вид (насколько это было возможно в данной ситуации) и поплелась обратно в постель. Пива в руках моей подруги не наблюдалось.
-И что же ,ты собираешься вот так провести весь день?
-В общем, да. А тебя это беспокоит?  - как можно более легкомысленно ответила я, накрываясь одеялом с головой.
-Меня беспокоит, что моя лучшая подруга напивается среди недели невесть где и невесть по какому поводу, и даже не думает поставить меня в известность.
-Повод был…По крайней мере, первые пару стаканов… - голова заболела еще сильнее в попытках вспомнить хоть что-нибудь из вчерашнего вечера.
-Ну да, верю-верю, - задумчиво сказала подруга и пошла в кухню, где тут же загремела посудой. Наверное, пыталась найти что-нибудь чистое.
-У тебя кофе-то есть? – послышалось через несколько минут.
-Был. Честное слово. Но…закончился на прошлой неделе, - пробурчала я из-под одеяла.
Дина тяжело вздохнула. От этого вздоха я почувствовала себя самым ущербным человеком на земле. Затем послышался ее голос, отдающий команды в телефон:
-Дмитрий, для вас есть небольшое дело. Окажете мне услугу? Спасибо, я знала, что на вас можно положиться. Пожалуйста, отправьтесь в ближайший магазин и купите все, что нужно для сытой жизни хотя бы на неделю. Свежее мясо не берите  - готовить здесь никто  не собирается (это было явно обращено ко мне). И чек не забудьте, я позже с вами расплачусь. Спасибо огромное, Дмитрий.
-Ты что, с водителем? – я даже высунула голову из-под одеяла. Дела у подруги явно шли лучше некуда.
-Представь себе, иначе как бы я сюда добралась так быстро. Доставай свою попу из кровати и тащи в душ. Дмитрию не стоит тебя лицезреть в таком виде.
Я подумала, что, черт возьми, она права. Еще не настолько я стара, чтобы показываться незнакомому мужчине в пропахшей куревом майке и трусах с котами. Все еще не сомневаясь в своей никчемности, я сползла с кровати и пошла ванную. Мечты выспаться был разнесены на мельчайшие осколки.
Посвежевшая и  даже на удивление бодрая, я вышла из ванной и обнаружила на кухне Дину в моей старой майке, вымытую посуду и салат на столе. Из чего ей удалось его сварганить, ума не приложу.
-Будешь так жить, покроешься плесенью и паутиной, - пробурчала подруга.  – А холодильник очень страдает, когда его не заполняют месяцами.
-Холодильнику все равно, он приучен и не жалуется.
-А ты у него спрашивала? И дрессировка, между прочим, не избавляет от страданий.
Мы сидели друг напротив друга. Она – в ярком утреннем свете, я – в тени. Солнечный свет разрезал стол и маленькую кухню надвое.
-Скажи мне, пожалуйста, какого ты вчера поперлась в тот клуб?
Разговор явно обещал быть сложным и неприятным. Зная, что она не отстанет, я попыталась собрать обрывки мыслей в одно целое.
-После работы я собиралась домой. Потом кто-то предложил отдохнуть и отметить чей-то День Рождения. Потом такси. Потом клуб. Дальше не помню.
Мой ответ Дину не устроил. Сложив руки на груди и пытливо вглядываясь в мое лицо, она думала о чем-то своем.
-И сколько ты собираешься так себя вести?
Вопрос с подвохом, ежу понятно. Сколько ни оправдывайся, всегда найдется то, за что можно пристыдить. Потом укоризненно посмотреть и начать учить жизни. Сколько раз мы это уже проходили…Подруга словно прочитала мои мысли:
-Послушай, никто не собирается тебя стыдить или укорять. Твоя жизнь – твои ошибки – твое поведение. Я всего лишь переживаю. И хочу, чтобы ты стала такой, как прежде.
Я только открыла рот, как в дверь позвонили.
-Запомни эту мысль, - бросила Дина и побежала в прихожую.
Водитель был Водителем в самом широком смысле этого слова. Шикарный костюм (у меня таких отродясь не было), идеальная прическа, темные очки и профессиональная выправка. При всем при этом он не вызывал ни раздражения, ни интереса. Идеальный человек на своем месте.
-Спасибо вам еще раз, Дмитрий, - проворковала Дина, тут же сменив тон со строгого на приветливый. –Не знаю, что бы без вас делала.
Водитель кивнул, не проронив ни слова и водрузил большие пакеты на стол. Вместе они стали раскладывать продукты. Я же так и сидела в тени, наблюдая за их слаженными движениями. Как будто счастливая семейная пара после супермаркета. Вот сейчас они разложат продукты, затем вместе приготовят ужин, а потом будут тихо и спокойно смотреть вместе какой-нибудь старый фильм…Из дурацких фантазий меня выдернула Дина.
-Милая, хватит пялиться в пустоту. Пей свой кофе и собирайся. Мы едем в торговый центр.
Я чуть не поперхнулась.
-Зачем???
-Ты серьезно думаешь, что я позволю тебе ходить в этом? – палец указал на мои изрядно потрепанные джинсы и мужскую рубашку.
-Мы с одеждой любим друг друга. И изменять я не собираюсь.
Дина повернулась к водителю и попросила его подождать внизу. Затем снова села напротив меня, взяла за руку и сказала своим самым проникновенным голосом:
-Дорогая, ты знаешь, как я тебя люблю. И никогда не заставлю носить то, что тебе не нравится. Но мы же можем просто посмотреть, правда? Я не знаю, что происходит с тобой в последнее время. Ты как будто уходишь по длинной-длинной дороге в туман, я кричу и не могу докричаться, чтобы остановить тебя. Боюсь, в один прекрасный день ты исчезнешь в этом тумане, и я останусь одна. Тогда мне будет очень-очень грустно.
Я удивленно посмотрела на свою подругу. Давно она мне такого не говорила. По глазам было видно: Дина не врет. Ей действительно было не наплевать.
..Через четыре часа я снова переступала порог своей квартиры. Позади вышагивал Водитель с пакетами из торгового центра. Дину срочно вызвали на работу.
-Куда вам удобнее отнести покупки? – вежливо осведомился Водитель.
-Мне все равно, хоть на пол бросайте, - мой ответ явно его сбил с толку. Этот человек не привык выполнять абстрактные приказы. Вернувшись к привычно-деловитому состоянию, он аккуратно поставил пакеты на диван. Уже собравшись уходить, вдруг обернулся и сказал:
-Знаете, она и правда за вас беспокоится. Вокруг вас странный воздух: как будто с каждой секундой что-то исчезает и обратно уже не вернется. Не каждый это вынесет. Всего доброго, - сказал и закрыл за собой дверь.
Еще один медиум, чтоб их всех…Не придавая абсолютно никакого значения его словам, я поплелась в кухню, выпила залпом два стакана воды из-под крана и вернулась в комнату. Новенькие пакеты выглядели пришельцами из неведомых миров в грязной и пыльной гостиной. Ничуть не обеспокоившись таким контрастом, я прямо в одежде упала на кровать с единственной целью – не просыпаться до утра следующего дня.

Утро следующего дня началось в двенадцать. Проснулась я, скорее, от удивления, что мне дали выспаться, и никто не звонит ,не колотит в дверь, не орет над ухом. День обещал быть жарким: прозрачное майское небо казалось вымытым и высушенным, и по нему дрейфовали маленькие ватные облака. Потрясающая картина.
Похмелье прошло, и по моему телу разливалась странная бодрость. Можно было бы даже сходить на работу, но от этой мысли я быстро избавилась. Как представила, что придется объясняться чуть ли не со всем миром по поводу моего отсутствия…Нет уж, иногда лучше просто промолчать. В конце концов, работу можно и сменить.
С такими позитивно-оптимистичными мыслями я выбралась из кровати, приняла душ, надела чистую одежду и отправилась на кухню варить кофе. Холодильник был забит продуктами, посуда вымыта. Да уж, без зоркого глаза Дины я бы точно обросла плесенью. И как ей удается контролировать все вокруг, абсолютно не напрягаясь?
Все еще удивляясь собственному настроению, я принялась за уборку. Надо сказать, это потребовало от меня куда больших усилий, чем ожидалось. Стоит только запустить дом на какое-то время – и все начинает покрываться пылью и забиваться всяким хламом  просто с потрясающей скоростью. Я сгребла в кучу старые газеты и рекламные буклеты, журналы, чеки из магазинов. Затем вооружилась тряпкой и начала борьбу с пылью. Пыли оказалось столько, что тряпку пришлось перестирывать не меньше шести раз. Следующим этапом были ванная и туалет. К счастью, нашлись средства для  отдраивания налета и доведения ванны и унитаза до блеска. Затем я перешла на кухню и очистила плиту и шкафчики от жира. В конце концов,  достала из кладовой большой пылесос и пробежалась с ним по всем комнатам. Уборка была закончена. Я остановилась в прихожей и осмотрелась: квартира стала как будто не моя. Ни тебе разбросанной одежды, ни остатков еды в спальне, ни комков пыли по углам. Как будто кто-то вырезал красивую фотографию из журнала и прилепил ее сюда. Успокаивало одно: в наведении беспорядка я просто виртуоз.
Закончив уборку, я взглянула на часы: четверть шестого. Время, когда нормальные люди возвращаются с нормальной работы домой к своим нормальным семьям. Мне до этой нормальности было как до Марса пешком. Собственно, расстраиваться по этому поводу никто не собирался.
Я включила телевизор для фона, сделала пару бутербродов с колбасой, приготовила чай и уселась на любимом старом диване. Диван тут же приветливо заскрипел. Помнится, Дина давно советовала выбросить эту рухлядь… Нет уж, я слишком сильно привязываюсь к вещам.
Вот уже несколько месяцев я брожу в потемках своего сознания и никак не могу найти дорогу домой. Какие-то люди появляются передо мной, бросают пару слов и исчезают навсегда, не оставляя ничего. Я же каждый раз искренне пытаюсь понять, для чего тот или иной человек возник рядом, ломаю голову, строю гипотезы. Но проходит время, и ветер подхватывает брошенные невзначай слова; подхватывает, и уносит за собой в никуда. Может, Дина права. Я не такая, как прежде. Да и как может человек не меняться? Как можно вдруг остановиться и решить: все, я идеален, больше менять нечего. Разве это возможно? Все мы, каждый из нас дрейфуем в океане мыслей, снов, желаний, потребностей, целей, разочарований. Кто-то ждет спасательную шлюпку, кто-то надеется только на себя, а кто-то решил больше не бороться. Выбор у всех свой. Только все равно каждую секунду, каждое мгновение на пути принятия решения мы что-то в себе меняем. Или мир меняет в нас. Не суть важно…
Тем не менее, я понимаю, почему беспокоится подруга. Дело даже не во мне как таковой, а, скорее, в моей жизни. Наивная беззаботная юность давно позади, за поворотом ждет строгая и серьезная взрослая жизнь. При этом – ни порядочной работы, ни сбережений, ни надежды в ближайшем будущем все это обрести. Одно сплошное разочарование…
Наверное, самое печальное во всей этой ситуации, это то, что мне плевать. Плевать на плохую работу и низкую зарплату, на кризис и одиночество. Проблемы громоздятся горой на задворках сознания, но ни одна из них не способна взволновать  меня хоть на секунду.
Рассуждения о никчемности этого мира прервал телефонный звонок. Вид у телефона не предвещал ничего хорошего.
-Слушаю, - номер был мне незнаком, и это тоже не способствовало спокойствию.
-Это Дмитрий. Помните меня? – потребовалось не меньше тридцати секунд, чтобы из задворков памяти всплыл образ незаметного идеального Водителя.
-Помню. У вас ко мне какое-то дело? Что-то с Диной? – ляпнула я наугад и тут же пожалела об этом. Молчание в трубке стало напряженным и ледяным. По телу пробежал озноб.
-Дина исчезла. Вчера вечером. Не вернулась с работы. Ее ищут. Я решил, что вам стоит знать.
-Спасибо, - это все, что удалось выжать из себя. В голове вертелась тысяча вопросов, но кроме этого «спасибо», я ничего выдавить не смогла и положила трубку.
Мир обрушился холодной волной и смыл всю связь с реальностью. «Дина пропала» - два слова отпечатались в моем мозгу и не позволяли больше ни о чем думать. Хотелось бежать и действовать, но тело не слушалось, тело было приковано к одной точке. Сколько прошло времени, я не знала. Среди смутных воспоминаний был звонок следователя, он задавала какие-то вопросы, я что-то отвечала. Или это приснилось? Вроде бы еще раз звонил Дмитрий, но содержание разговора бесследно исчезло из памяти. Кажется, был даже звонок в дверь.  Я даже вскочила и бросилась открывать – а вдруг это она? – только за дверью не было никого. Мертвая лестничная площадка. Намного мертвее, чем от нее ожидалось.
Со рвением ее искали неделю. Ровно неделю кучка людей старательно прорабатывала любые ниточки, способные привести к Дине. Спрашивали, проверяли, узнавали, искали… Целую неделю жизни большие боссы, работодатели подруги, посвятили обсуждению пропажи такой перспективной сотрудницы. Наверное, кто-нибудь расстроился. Может даже, кто-нибудь переживал. Только ровно через неделю все снова вернулись к своим делам и заботам, а о пропаже Дины напоминали лишь публикации в архивах газет. Следователь позвонил еще раз. Нет, дело не закрыто. Да, мы делаем все возможное. Конечно, будем продолжать поиски. Поймите, столько времени и ни одной версии. Мне очень жаль…По раздраженному голосу было понятно, что ему совсем не жаль, а только бесит нераскрытое дело и возможный втык от начальства.
Дина пропала, и я остро чувствовала, что это связано со мной. Это ощущение висело в воздухе, я глотала его и чувствовала горький привкус тоски. Делать ничего не хотелось, продукты портись в холодильнике, а пыль снова обустроилась на привычных местах. Мое одиночество вдруг проступило так явно и реалистично, что можно было потрогать его рукой. Прикоснуться, ощутить холодную гладкую поверхность, поежиться от холода. Вдруг оказалось, что во всем мире, где бродят толпами шесть миллиардов человек, мне больше некому позвонить, кроме одного из них. И этот один исчез в тумане строгой реальности.
Дины очень не хватало. Не хватало ее смеха, ее жажды все контролировать и ставить на свои места. Ее умения решить любую проблему и справиться с любой трудностью. Такой человек должен, просто обязан жить, чтобы мир не разлетелся на части. И уж точно она заслуживала жизни куда больше, чем такая заурядность, как я. Не было ощущения, что подруга мертва. Но она и ощущалась среди живых. Как будто где-то спит и даже не знает, что ее ищут. Как будто она застряла в своем сне и не может выбраться наружу, достучаться до этого мира. От этой мысли мне становилось не по себе. А может, просто сдавали нервы.

Дину так и не нашли. Ни через месяц, ни через полгода не нашлось ничего, что могло бы помочь найти ее. Как будто растворилась в утреннем тумане… Как будто ее и не было. Я продолжаю жить. Устроилась на новую работу, выполняю ее честно и усердно, но без энтузиазма. Не заставляю страдать холодильник и периодически наполняю его продуктами. Только вкуса этих продуктов не ощущаю напрочь. Как будто сижу на пластилиновой диете. Водителя больше никогда не видела. Вроде бы он уволился и уехал в другой город, больше о нем ничего не было слышно. Тоже испарился…
Уже два года я старательно отворачиваюсь от собственной памяти. Слишком велика потеря и слишком больно об этом думать. Кусок меня оторвали и куда-то положили, только забыли предупредить, что будет ТАК болеть. С каждым новым днем одиночество засасывает все глубже, и выбираться из его объятий уже не хочется. Я сижу на дне глубокой ямы, закрыв уши руками, и уже ничего не жду.
Хочется верить, что она вернется. Однажды вечером вдруг позвонит в дверь и войдет как ни в чем не бывало: красивая и веселая. Отругает за беспорядок и возьмется мыть посуду… Иногда по вечерам мне кажется, что за дверью кто-то стоит, и я бегу открывать. Разумеется, там никого нет. Иногда кажется, что вот-вот зазвонит телефон. Тогда я долго-долго смотрю на него и, кажется, даже прошу зазвонить. Но телефон молчит и не отвечает на мои мольбы. Тогда я заворачиваюсь в одеяло и иду спать, чтобы поскорее пришел следующий день. Правда, спать удается не всегда. С темнотой приходят призраки прошлого и боль возвращается. А иногда я вдруг просыпаюсь от какого-нибудь кошмара и до самого утра сижу с включенным светом. Временами мне вдруг начинает казаться, что Дины никогда и не было. Будто я сама выдумала ее, чтобы не быть слишком одинокой. Что ж, вполне возможно. Мой мозг уже с трудом отличает реальность от сновидения.
…Среда, почти полночь. Уже который час уговариваю себя пойти спать и все равно остаюсь на любимом диване. Чай давно остыл, по телевизору идет какая-то ерунда. Даже не пытаясь вслушиваться, я медитирую на потоках своего сознания. Какие-то тени проносятся мимо, но разглядеть их не удается. За окном мерзкий бесконечный дождь и расплывчатые огни большого города. Очередная осень…
Телефонный звонок взрывает хрупкое спокойствие вечера.  Изумленно смотрю на телефон: кому пришло в голову звонить в такое время? Не иначе,  тупые подростки балуются. Трубка тяжелая и холодная, словно набухла от многомесячного молчания.
-Да?
-Ну привет, дорогая. Я вернулась.


Комментариев нет:

Отправить комментарий